Надежная и стабильная работа всей системы отопления дома – это мечта каждого хозяина. С одной стороны, если в доме нет проблем с водоснабжением, отоплению в доме тоже ничего не угрожает. С другой, каждый, кто разбирается в принципе работы системы отопления, или сам занимался ее установкой, понимает, что для продуктивной и постоянной работы необходимо обращать внимание на множество моментов, в частности, на постоянный объем теплоносителя в системе, который обеспечивает рабочее давление, а значит и нормальную работу.

Однако, как бы сильно мы не старались обеспечить абсолютную герметичность системы отопления, достичь 100-процентного результата нам не удастся по ряду объективных причин. Утечка теплоносителя происходит при срабатывании воздухоотводчиков, где он выбрасывается в виде пара вместе с воздухом. Особенно часто это происходит при частых изменениях давления при изменениях режимов работы котла. В этом случае воздухоотводчики срабатывают чаще, соответственно, потеря жидкости будет большей.  Потерям способствуют и различные профилактические работы в целом. Ну и, конечно, никуда не деться от ослабления соединений труб отепления и других элементов теплосистемы: часто они являются причиной образования течи.

Разумеется, в момент срабатывания воздухоотводчика теряется совсем небольшое количество теплоносителя. Но если учитывать потери, которые система отопления получает в течение всего срока эксплуатации, то потери уже становятся достаточно весомыми. Нормальной работе котла и  отоплению в целом это угрожает падением давления, которое напрямую зависит от объема жидкости теплоносителя. Единственное, что остается делать в таком случае – это постоянно контролировать  количество жидкости и установить узел автоматической подпитки.  

Узел автоматической подпитки системы отопления

Принцип работы автоматической подпитки является достаточно простым: в случае понижения давления узел автоматической подпитки открывает клапан и таким образом пополняется количество жидкости. Когда оно приходит в норму, давление выравнивается, и клапан закрывается, прекращая поступление жидкости.

Клапан – это главный элемент узла подпитки. Он оснащен мембраной, которая находится в «закрытом» положении благодаря давлению на нее теплоносителя. В случае, если давление падает, мембрана опускается и открывает отверстие в клапане для подачи жидкости из водопровода. Когда давление достигает номинального рабочего уровня, под его воздействие мембрана возвращается в исходное положение и подача воды прекращается. Таким образом, автоматическая подпитка системы отопления срабатывает каждый раз, когда осуществляется выброс воздуха или возникает потеря воды по другим причинам.

Отметим, что чаще всего узел автоматической подпитки устанавливается не сам, а сопровождается еще и дополнительными устройствами. Такую группу принято обходить байпасом с отсечными шаровыми кранами. Такое нехитрое решение позволяет в случае поломки узла подпитки проводить разовую подпитку через байпас, а также осуществлять промывку фильтров противотоком.

Автоматическая установка подпитки котла

В работе автоматической подпитки очень важным является не допустить  попадания воды из системы отопления в водопровод, поскольку она, во-первых, загрязненная, во-вторых, ее температура значительно выше, что может привести к возникновению конденсата на водопроводных трубах, появлению вредоносных организмов на внутренних стенках труб и уменьшения срока их эксплуатации.

Фильтр для очистки воды

Чтобы избежать всего вышеперечисленного, настоятельно рекомендуется устанавливать обратные клапана (в некоторых моделях подпитки они могут быть встроенными в редукционный клапан). Также возможна установка прерывателя потока, которая на сегодня является обязательной согласно европейским стандартам. Фактически такой прерыватель – это более усовершенствованный обратный клапан.

Для того, чтобы обезопасить систему отопления от попадания в нее жесткой воды с различными примесями и предотвратить появление накипи в ней, перед клапаном устанавливаются фильтры грубой очистки или фильтры-грязевики.  Также узел автоматической подпитки может доукомплектироваться манометрами,  позволяющими следить за давлением в системе.